Библиотека Живое слово
Серебряный век

Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Критика >> С. Есенин. Радуница


Критика

Андрей Полянин

С. Есенин. Радуница

Издание Аверьянова. Петроград. 1916 г. Ц. 70 к.


«Радуница» вышла, слава Богу, без предисловия Брюсова, Сологуба, без посвящения какому-либо из признанных поэтов, — повесив «за плечи с кудрями», «сухой кошель из хворостинок», «захожим богомольцем», без рекомендаций пришел в поэзию Сергей Есенин. И потому, что гости из народа редки, и потому, что Есенинский «сухой кошель» подлинен, а не изготовлен в театральной костюмерной, и, главное, потому, что новоприбывший пришел «с улыбкой радостного счастья» — и семье поэтов и критике подобает принять его бережно.

Есенин в достаточной мере одарен для того, чтобы выдержать дружелюбную строгость приема. Такие стихи, как: «Не с бурным ветром тучи тают», «Гой ты, Русь, моя родная», «Шел Господь пытать людей в любови», «Край родной, поля как святцы» обеспечивают поэту гостеприимство в сердцах стихолюбов и заставляют прислушиваться к молодому голосу, поющему:


Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Несомненная поэтическая ценность лучших стихов Есенина является для нас залогом того, что — 1) столь заманчивая для неискушенного воображения литературность выражений утратит свое обаяние для молодого поэта, и в следующем сборнике Есенина женщины не будут «свиваться в жгучее пляски кольцо», «брызгать смехом в лицо», поэту не будет «хотеться», «в кулюканьи пенистых струй» «с алых губ» «сорвать поцелуй», сумерки не станут «лизать золота солнца», а «ветерок» если и будет «трепать черные кудри», то не обязательно по-бальмонтовски — «змейно»; 2) что природный вкус, справившись с соблазнами культурности и поэтичности, сумеет обратить их себе на пользу, —разбавив засказанными словами, как водой, свой, как видно крепкий, душный и зачастую без помощи словаря Даля, непонятный язык; 3) что поэт не слишком проникнется городским сознанием интересности деревни, и такие эстетические natures mort'ы, как «В хате» утратят для него заманчивость стихотворной темы; 4) что художественный такт избавит поэта от таких досадных рифм, как «Исусе-гусе-брусе» и т. п.

Сергей Есенин в начале длинного и широкого пути. Через «Радуницу», из глубины России, послан нам «напоенный сердцем взгляд», и мы рады, что можем ответить ему с полным дружелюбием.

1916г.



Комментарии

«Северные записки», 1916, Апрель, Сс. 219-220.

(источник — Парнок С.  Сверстники / Книга критических статей, М., Глагол, 1999 г.)

Предыдущее

Следующее

Вы здесь: Серебряный век >> София Парнок >> Критика >> С. Есенин. Радуница




Библиотека "Живое слово" Астрология  Агентство ОБС Живопись Имена

Гостевая
Форум
Почта

© Николай Доля.
«Без риска быть...»

Материалы, содержащиеся на страницах данного сайта, не могут распространяться 
и использоваться любым образом без письменного согласия их автора.