Библиотека Живое слово
Классика

«Без риска быть...»
проект Николая Доли



Классика

Дао Дэ цзин

Русская

  М. Булгаков

  А. Платонов

  Ф. Достоевский

  Н. Лесков

Зарубежная

  Ричард Бах

  Пауло Коэльо

  Х. Мураками

  Эмиль Золя

Фэнтези

Разное

Урсула Ле Гуин

род. 1929

«Волшебник Земноморья»,

«Гробницы Атуана»,

«На последнем берегу»,

«Последняя книга Земноморья»

Обсуждения

Гостевая

Форум

Письмо автору сайта







Поиск по сайту:


 

 

Видная американская. писательница и критик, ведущий автор научной фантастики США 1960-80-х гг. (писала также поэзию, реалистическую прозу и произв. для детей). Родилась в Беркли (шт. Калифорния), дочь известного ученого-антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер; окончила колледж Рэдклифф в Кембридже (шт. Массачусетс) и Колумбийский университет в Нью-Йорке с дипломом филолога, преподавала французскую литературу и язык в Университете Мерсер (в Мэконе, шт. Джорджия) и Университете шт. Айдахо в Москве (шт. Айдахо); вела творческие курсы по НФ в ун-тах США, Австралии, Англии. Первая публикация - "Апрель в Париже" (1962; рус. 1979; 1980). Лауреат ряда высших премий в области дет. литературы; почетный доктор литературы многих университетов США. Живет в Портленде (шт. Орегон).

Звезда Ле Гуин, одна из самых ярких и самобытных на небосклоне американской "мягкой" (гуманитарной) НФ, взошла в середине 1960-х гг., сразу после публикации первых произв. писательницы. Ее ранние работы были тесно связаны с "Хайнским" циклом (Хайн - гипотетическая сверхцивилизация, "прародительница" разумной жизни в Галактике), образуя органическую и богатую оригинальными деталями и находками историю будущего . В отличие от П.Андерсона, Л.Нивена, Р.Хайнлайна и др. представителей право-технократического крыла американской НФ Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию - Лигу Миров, или Экумену (Ойкумену), на принципах гуманизма (что облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство (Лига не правит, а только координирует развитие всех цивилизаций, представляя собой своеобразную "галактическую школу") и серьезно ограничивающей "прогрессорскую" деятельность, сводя ее первоначально к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий, культур. Экумена, чья история, описанная в 5 романах, 2 повестях и нескольких рассказах, простирается на 2500 лет, начиная с 23-24 вв., является беспрецедентной в американской НФ попыткой построить будущий "вселенский порядок" на принципах скорее гуманитарных, нежели торговых, технологических или политических. Произведения Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе психол. глубина характеров - землян и инопланетян .

Один из ранних рассказов Ле Гуин, "Ожерелье Семли" (1964 - "Даури из Ангьяра"; рус. 1980 - "Ожерелье"), стал главой-прологом к первому (по времени выхода) роману Хайнского цикла - "Мир Роканнона" [Rocannon's World] (1966; испр. 1977; рус. 1988; 1991; др. - "Планета Роканнона"); герой - ученый-этнограф, посвятивший себя изучению примитивных культур далекой планеты и отдавший жизнь, спасая планету, "в обмен" на дар телепатии, которым обладали аборигены. Следующей в порядке внутренней хронологии идет повесть "Шире империй и медленнее" (1971; "Хьюго"-73; рус. 1993 - "Быстрее и медленнее империй"), в которой контакт с разумной растительной жизнью устанавливается благодаря иному особому дару - эмпатии . Действие романа "Планета изгнания" [Planet of Exile] (1966; рус. 1980) развертывается спустя тысячелетие на планете, где земная колония вынуждена, в союзе с мирными аборигенами, вести борьбу за существование, сталкиваясь с агрессивными ордами др. местной расы. Один из колонистов (или их потомков) становится героем третьего романа - "Город иллюзий" [City of Illusion] (1967; рус.1992): прибыв на Землю, оккупированную инопланетянами ("телепато-лжецами", принявшими облик землян), он с помощью природного умения распознавать "мысле-ложь" становится провозвестником скорого освобождения от захватчиков . Во всех трех книгах намечены осн. принципы оригинальной философии Ле Гуин - уникальное сочетание вост. даосизма, диалектики, структурной лингвистики, юнговских архетипов и западного либерализма, - органично вплетенной в литературный контекст и, подобно фрагментам голограммы, отражающейся в каждом отдельном элементе повествования.

Завершением своеобразной тетралогии - и, по мнению мн. критиков, венцом творчества Ле Гуин в целом - стал один из лучших романов американской НФ последних десятилетий - "Левая рука Тьмы" [The Left Hand of Darkness] (1969; "Хьюго"-70; "Небьюла"-69; рус.1991). Герой Генли Аи - Посланник Экумены на заснеженной планете Гетен, или Зиме, служащей метафорой застывшего в историческом круговороте мира, не знающего слово "прогресс". Причина подобного "застоя" - из-за особых условий эволюции на планете сформировались андрогины (сексуально нейтральных большую часть жизни, но в особые периоды становящихся по прихоти случая "мужскими" или "женскими" особями); в цивилизации андрогинов, изначально лишенных внутренних половых поляризаций, отсутствуют механистические противопоставления: "света тьме", "прошлого будущему", "добра злу" и т.п., что приводит к своеобразной истории, культуре, лингвистике, религии и мифологии обитателей планеты. Генли Аи пытается нащупать ниточку взаимопонимания (по неписаным этическим правилам Лиги - сначала обязательно индивидуального) и находит - преодолевая предрассудки, предубежденность, непонимание и культурные барьеры (все это олицетворено в художественном образе ледника, преодолеваемом героями в их мифологическом путешествии-кольце), - друга, соратника и возлюбленного (или возлюбленную, что на планете Гетен все равно), местного сановника Эстравена, первым на планете понявшего гибельность самоизоляции от Экумены и ценой собственной жизни помогающего Посланнику в выполнении его миссии. Обычные для произв. Ле Гуин богатство и фантазия в изображении инопланетных культур в данном случае сведены к более "узнаваемым" (по земной истории) феодальному загнивающему государству Кархайд, управляемому безумным монархом, и бурно развивающемуся тоталитарно-корпоративному Оргорейну, составляющим, как всегда у Ле Гуин, очередную пару оппозиций, взаимно продолжающих друг друга . К роману сюжетно примыкает поэтичный рассказ "Король с планеты Зима" (1969; рус.1992; 1992).

Четыре романа вместе с повестью "Слово для "леса" и "мира" - одно" (1972; рус. 1980), также вписанной в рамки Хайнского цикла (однако читающейся и как намек на вьетнамскую войну), опубликованный под одной обложкой в книге "Пять полных романов" [Five Complete Novels] (1985). Следующим крупным произведением цикла и новой вершиной творчества писательницы стал сложный и многоплановый роман "Обездоленные" [The Dispossessed] (1974; "Хьюго"-75; "Небьюла"-74; рус. 1994), имеющий подзаголовок "двуликая утопия" и ставший классикой современной утопической литературы. (В рамках внутренней хронологии цикла он занимает место романа-пролога.) Действие происходит на двух планетах-антагонистах - "капиталистическом" Уррасе и его спутнике Анарресе, некогда заселенном коммуной анархистов с Урраса, сохраняющих взаимный нейтралитет (выраженный взаимной же полной изоляцией) по отношению друг к другу. Герой - гениальный анаресский физик Шевек, изобретатель "ансибла" (средства мгновенной "надпространственной" связи, обеспечившего материальные предпосылки к созданию Лиги Миров) - совершает первое за долгий историч. период путешествие на Уррас, и в сопоставлении двух миров и двух оппозиционных (и, как всегда у Ле Гуин, взаимно дополняющих друг друга) политической систем понимает достоинства и недостатки каждой. Тонко организованная художественной структура романа, почти растворившая в себе неизбежный в подобных произведениях социально-политичческий "манифест", а также самобытная философия Ле Гуин (сочетающая "западный" и "восточный" элементы) позволили создать своего рода эталонную - в смысле "открытости" - утопию-антиутопию, лишенную обычных в таких случаях дидактики и назидательности; вместе с тем очевидная аргументация в пользу (хотя бы и частичную) "коммуны" не имеет аналогов в западной НФ последних десятилетий.

Примыкающий к роману психологический рассказ-пролог "За день до революции" (1974; "Небьюла"-74) посвящен основательнице анаресской коммуны; моральные проблемы сочетания цели и средств в достижении общественного идеала подняты в не принадлежащем Хайнскому циклу, близкому к чистой публицистике рассказе "Те, кто уходит из Омеласа" (1973; "Хьюго"-74; рус. 1988; 1990; др. - "Те, кто покидают Омелас") ; художественный символ погружающегося, подобно Атлантиде, на дно океана современного мира, подорванного собственными пороками, и поднимающегося навстречу из глубин мира нов. и неведомого определяет апокалиптическое настроение повести "Новая Атлантида" (1975; рус. 1990) . Среди др. повестей и рассказов Ле Гуин, включенных в сборник - "Двенадцать румбов" [The Wind's Twelve Quarters] (1975), "Лучшее Урсулы Ле Гуин" [The Best of Ursula Le Guin] (1979), "Роза компаса" [A Compass Rose] (1982;"Локус" -83), "Бизоньи девчонки и другие представители животного мира" [Bufallo Gals and Other Animal Presences] (1971-87; 1987), - выделяются: "Мастера" (1963; рус. 1979; 1980), "Девять жизней" (1969; рус.1971; 1971) , "Выше звезд" (1973; рус. 1990; др. - "Звёзды под ногами"), "Сур: краткий отчет об антарктической экспедиции "Ельчо" в 1909-1910 годах" (1982; "Локус"-83; рус. 1990), "Бизоньи девчонки, выходите вечерком" (1987; "Хьюго"-88; Всемирная премия фэнтези-88) - история героини, встретившейся с духами-животными из индейских мифологии и фольклора ; "Автор рукописи на семенах акации и другие статьи из журнала Ассоциации теролингвистики" (1974; рус. 1988; др. - "Автор "Записок на семенах акации").
На русский язык также переведены рассказы:
"Вещи" (19..; рус.1991),
"Два дома профессора" (1982; рус. 1989),
"Крошка Энн" (1990; рус.1990),
"Направление дороги" (1974; рус. 1982; 1983),
"Одержавший победу" (19..; рус.1992),
"Путешествие вглубь сознания" (19..; рус.1991),
"Укравший имя" (19..; рус.1991),
"Шкатулка, в которой была тьма" (19..; рус. 1992).

Переводы произв. Ле Гуин составили сборник: -
"Планета изгнания" (рус.1980),
"Левая рука Тьмы" (рус.1992; др.состав - 1992),
"Ожерелье планет Эйкумены" (рус.1992),
"Планета изгнания. Слово для "леса" и "мира" одно. Рассказы" (рус.1992),
"Хейнский цикл" (рус.1992).

"

Не меньшего успеха добилась Ле Гуин в жанре фэнтези, занимающей в творчестве писательницы едва ли не самое значимое место (хотя книг-фэнтези она написала меньше, чем НФ). В первую очередь успех связан с ныне классической серией романов о Земноморье: "Волшебник Земноморья" [A Wizard of Earthsea] (1968; рус. 1990 - "Маг Земноморья"; др. - "Волшебник Земноморья", "Колдун архипелага"), "Могилы Атуана" [The Tombs of Atuan] (1971; рус.1992 - "Гробницы Атуана"; др. - "Могилы Атуана"), "Дальний берег" [The Farthest Shore] (1972; рус.1992 - "К дальнему брегу"; др. - "На последнем берегу", "Самый дальний берег"); изд. под одной обложкой в сб. "Земноморье" [Earthsea] (1977;; рус.1992 - сб. "Волшебник Земноморья"; др.состав - 1992); в последние годы написан завершающий роман серии - "Техану: последняя книга о Земноморье" [Tehanu: The Last Book of Earthsea] (1990; "Небьюла"-90; "Локус"-91; рус. 1994). Действие развертывается на островах неведомой страны, где "работает" магия (описанная, однако, столь старательно и внутренне непротиворечиво, что можно говорить о ней, как об альтернативной науке), а герой - мальчик по имени Гед - проходит все ступени посвящения в маги; в заключительном романе серии дало себя знать все более крепнущее увлечение Ле Гуин идеями феминизма: потерявшего свою чудесную силу героя сменяет героиня . К серии о Земноморье также относятся рассказы:
"Слово освобождения" (1964; рус. 1990; др. - "Освобождающее заклятье"),
"Правило имен" (19..; рус.1992; 1992).
Вся тетралогия вместе с рассказами изд. под одной обложкой в сб. "Земноморье" (1994).

Др. ярким примером фэнтези Ле Гуин является современная "городская сказка" - "Место, где все начинается" [The Beginning Place] (1980; др. - "Порог" [Threshold]; рус. 1989), юные герои которой бегут от рутинной обыденности окружающей жизни в "сокровенное место", параллельный мир, скрывающий загадочную, во многом противоречивую утопию. Заслуги Ле Гуин в развитии жанра фэнтези принесли писательнице в 1979 г. премию "Гандальф".

Перу Ле Гуин принадлежит также ряд внесерийных книг. Герой написанного в манере Ф.Дика романа "Оселок небес" [The Lathe of Heaven] (1971; рус.1991 - "Станок небес"; 1993 - "Гончарный круг неба") обладает уникальным даром во сне изменять окружающую реальность, и основной проблемой для него и изучающего его психолога становится контроль над сновидениями, приносящими все более кошмарные результаты; экранизирован на телевидении . Повесть "Глаз цапли" [The Eye of the Heron] (1978) и самый объемный из романов Ле Гуин, "Всегда возвращаясь домой" [Always Coming Home] (1985), продолжают, хотя и с меньшим успехом, утопические поиски писательницы, все более приобретающие феминистский уклон; последний роман, действие которого происходит в Калифорнии близкого будущего, пережившей глобальную катастрофу, отличает обстоятельность в обрисовке культурного фона (приложены даже кассеты с записью "местной" музыки), однако результаты этого масштабного эксперимента в "культурной антропологии" по меньшей мере противоречивы.

В вымышленную центрально-европейскую страну помещены сюжеты квазиисторического романа "Малафрена" [Malafrena] (1979) и связанных с ним новелл из сборника "Орсинийские рассказы" [Orsinian Tales] (1976), в остальном не имеющих отношения ни к НФ, ни к фэнтези; также отсутствуют фантастастические элементы в повести для подростков - "Далеко-далеко отовсюду" [Very Far Away from Anyway Else] (1976; рус. 1983). Романы "Оселок небес", "Обездоленные" и сборник "Двенадцать румбов ветра" объединены в сборник "Оселок небес. Обездоленные. Двенадцать румбов ветра" [The Lathe of Heaven. The Dispossessed. The Wind's Twelve Quarters] (1992); повести "Глаз цапли" и "Слово для "леса" и "мира" - одно" объединены в один том - сборник "Глаз цапли. Слово для "леса" и "мира" - одно" [The Eye of Heron. The Word for World Is Forest](1991).

Значительно активизировавшееся в последнее десятилетие литературно-критическое творчество Ле Гуин нашло отражение в многочисленных, часто резких статьях, составивших сборниках - "Языки ночи: эссе о фэнтези и научной фантастике" [Languages of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction] (1979; испр. 1989) и "Танцы на краю мира: мысли о словах, женщинах, местах обитания" [Dancing at the Edge of the World; Thoughts on Words, Women, Places] (1989). В 1989 г. Ассоциация "Исследователи научной фантастики" присудила Ле Гуин ежегодную премию "Пилигрим".

Вл.Г.

Источник: Сайт "Бесконечные миры" http://infiniteworlds.narod.ru/autor/biograf/le_guin.htm

 


Без риска быть... Библиотека "Живое слово" Астрология  Агентство ОБС Живопись Имена

 © Николай Доля.  Проект «Без риска быть...»

Гостевая  Форум  Почта