1.III.1926 г.
 Дорогая моя Женечка!
         Все чаще и чаще начинает меня тянуть в Судак. У нас уже пахнет весной, и я с умилением вспоминаю первые зацветающие миндали и как по канавкам бежит вода.
         Зима у нас в этом году была прекрасная  благословенная: такого снега, белизны и пышности я уже несколько лет не видела, и я каждое утро, подходя к окну, ей радовалась.
         В общем, несмотря на то, что я почти всю зиму прохворала, мне было как-то удивительно  и хорошо и очень грустно.
         Письмо твое читала с большой нежностью. Дорогая моя, далекий друг! Спасибо за твои любовные слова и за чудесные Адины стихи.
         Если выйдет наш альманах, постараемся напечатать их хотя бы в некрологе. Это единственный способ увидеть их в печати,  безумное время!
         Некролог буду писать не я, а Маргарита Мариановна Тумповская (она родствсннца Любе и Евг<ении> Антоновне)1. Я решила так потому, что не могу и не хочу писать об Аде меньше того, что я о ней думаю и чувствую, а Маргарита Марьянов<на> уже писала о ней для энциклопедии: ей эту заметку заказали, а потом «раздумали» и решили не печатать.
         Я очень много времени и души отдаю нашему издательству. Мы очень бедны и горды и нам очень трудно, но у меня полная уверенность в том, что мы живучи, п<отому> ч<то> вызваны к жизни самой жизнию, а не выдумкой. Со всех сторон к нам тянутся поэты: всем сейчас деваться некуда. Сейчас находятся в печати 10 сборников,  так мы будем аукаться друг с другом в это страшное дремучее время. Надеюсь, что моя книжка выйдет в 1-й половине марта. Тогда сейчас же пришлю. Там есть стихи к Аде и к тебе2. Посылаю тебе 4 новых стихотворения3. Если я не замолчу, то через несколько месяцев наберется и книжечка: «Сны»4.
         Напиши мне, где ты думаешь печатать твоего Эдгара По?5 Очень, очень хочется увидеть его, наконец, в печати!
         Заходила ко мне Е.Н.Ребикова6. Много рассказывала об Аде и о тебе. Я ей очень была рада.
         Напиши мне поскорее. Евг<ении> Ант<оновне> нежный мой привет, Люб<ови> Алекс<андровне>  тоже. Я на одном концерте встретила Василису Алекс<андровну>7  красивая женщина, но для меня какая-то жуткая. Приезжала к нам Марианна Эбергардт8; 3 дня прожила у Машеньки. Она все такая же милая. Машенька последнее время погрустнела,  меня это очень огорчает. Пусть Люб<овь> Алекс<андровна> ей получше пишет. Целую тебя, моя дорогая, нежно. 
         
 Твоя  София. 
 
  
 
[На полях:]  Ольга Николаевна шлет сердечный привет. 
 [Приложены стихи:] 
 
 
  
  
    
      
         * * *
        
 
А под навесом лошадь фыркает  И сено вкусно так жует...  И, как слепец за поводыркой,  Вновь за душою плоть идет.
  Не на свиданье с гордой Музою  По ней не стосковалась я,   К последней,
бессловесной музыке  Веди меня, душа моя!
  Открыли дверь и тихо вышли мы.  Куда ж девалися луга?  Вокруг, по-праздничному пышные,  Стоят высокие снега...
  От грусти и от умиления  Пошевельнуться не могу.  А там, вдали, следы оленьи  На голубеющем снегу. 
 
         
 17.II.1926 г. 
          
        | 
     
   
  
 
  
  
    
      
         * * *
          Ведь я пою о той весне,  Которой в яви  нет,  Но, как лунатик, ты во сне  Идешь на тихий свет,
  И музыка скупая слов  Уже не просто стих,  А перекличка наших снов  И тайн  моих, твоих...
  И вот сквозит перед тобой,  Как сквозь живой хрусталь,  И берег лунно-голубой  И снеговая даль. 
          
         
 18.II.1926 г. 
          
        | 
     
   
  
 
Посылаю еще одно стихотворение, которое только что написала: 
 
  
  
    
      | 
  
Вокруг  ночной пустыней  сцена.  Из люков духи поднялись,  И холодок шевелит стены  Животрепещущих кулис.
  Окончен ли, или не начат  Спектакль? Безлюден черный зал  И лишь смычок во мраке плачет  О том, чего не досказал.
  Я невпопад на сцену вышла И чувствую, что невпопад Какой-то стих уныло-пышный Уста усталые твердят.
  Как в платье тесном, душно в плоти,   И вдруг, прохладою дыша,  Мне кто-то шепчет. «Сбрось лохмотья,  Освобожденная душа!» 
 
        
 1.Ш.1926 г. 
         
        | 
     
   
  
 
          
 
         Комментарии
        Написано на листе почтовой бумаги в линейку, карандашом, по новой орфографии.
 1   Тумповская Маргарита Марьяновна (1891-1942)  поэтесса, переводчица. Автор аналитической статьи о поэзии Гумилева (Аполлон. 1917. № 6/7) и неизданного сборника стихотворений «Дикие травы»; была членом «Узла». См. о ней: Бабина Б.А. Февраль 1922 / Публ. В.Захарова // Минувшее: Исторический альманах. Paris, 1986. [Т.]2. С.19-20; Мочалова О. Маргарита // Сумерки. Л., 1990/1991. № 11. С.145-149; Козырева М. Маргарита Марьяновна Тумповская. Лев Семенович Гордон // Там же. С. 151-155. По утверждению О.А.Мочаловой, Тумповская была «убежденной антропософкой» (Там же. С.147), что объясняет ремарку Парнок в скобках. 
 
 2 В «Музыке» с посвящением А.К.Герцык напечатано стихотворение «Без посоха и странничьей котомки...»; Е.К.Герцык посвящено стихотворение, заключающее книжку,  «Кто разлюбляет плоть, хладеет к воплощенью...»  впервые: Русский современник. 1924. Кн. 2 (без посвящения и с опечаткой). 
 
 3 Из четырех упомянутых стихотворений мы можем привести только два, записанных на обеих сторонах листка из блокнота. На таком же листке написано и третье, не упомянутое стихотворение. См. их тексты вслед за текстом письма. Все они вошли в сб. «Вполголоса». 
 
 4 Книжечка набралась, но озаглавлена была  «Вполголоса»; она вышла в апреле 1928 г. в количестве 200 экз. и была последней книжкой Парнок и предпоследней «Узла»; в нее вошли перечисленные выше стихотворения. 
 
 5 Монография Е.К.Герцык об Эдгаре По не издана до сих пор; ее рукопись хранится в семейном архиве Герцыков у Т.Н.Жуковской. 
 
 6   Ребикова Е.Н.  родственница композитора В.Н.Ребикова (1866-1920), жившего с семьей в Крыму. 
 
 7 Жуковская  Василиса Александровна (1892-1959)  сестра Л.А.Герцык. 
 
 8 Лицо не установленное. 
 
  
         Источник   De Visu. 1994. №5/6 (16)
  
  |